ГАЙД «РАЗВИТИЕ ПИСАТЕЛЯ»
Как писать лучше? Как постоянно совершенстоваться? Какие техники использовать? Что читать? Что смотреть? Отвечаем на все вопросы в развёрнутом гайде.
Оглавление гайда «Развитие писателя»
Введение [Читать >]
Идейно-тематическая составляющая литературных произведений
Тема
От темы к идее
От темы и идеи к замыслу
Полезные статьи
Что почитать? [Список книг + ссылки]
Что посмотреть? [Список семинаров + ссылки]
3 техники создания героев
Список статей, которые помогут в проработке ярких персонажей
Что почитать? [Список книг + ссылки]
Что посмотреть? [Список семинаров + ссылки]
3 вида конфликта в литературных произведениях
Список статей, которые помогут вам создавать острые конфликты
Что почитать? [Список книг + ссылки]
Что посмотреть? [Список семинаров + ссылки]
3 техники построения сюжета
Список статей, которые научат находить неожиданные сюжетные повороты
Что почитать? [Список книг + ссылки]
Что посмотреть? [Список семинаров + ссылки]
3 избранные стилистические техники
Список статей, которые научат вас писать стильно и ярко
Что почитать? [Список книг + ссылки]
Что посмотреть? [Список семинаров + ссылки]
В каких ещё направлениях развиваться?
[Получить доступ ]
Дополнительный список рекомендованной литературы [Получить доступ ]

ВВЕДЕНИЕ
Любой автор — начинающий или опытный — хочет развиваться. Писать лучше, находить неожиданные повороты сюжета, создавать запоминающихся персонажей, генерировать яркие идеи. Как это сделать? Постоянная работа над качеством произведения — работа сложная, но необходимая.

Как работали над текстами великие писатели?

Джордж Оруэлл непрерывно работал над качеством текста. Он задавал себе шесть вопросов, когда садился писать:

1. Что я хочу сказать?
2. Какими словами это лучше выразить?
3. Какой образ или идиома передадут эту мысль правильнее?
4. Достаточно ли свеж этот образ, чтобы подействовать на читателя?
5. Могу ли я сократить написанное?
6. Можно ли передать сказанное менее уродливым способом?


Джордж Оруэлл
Уильяма Фолкнер тоже говорил о том, что делает писателя хорошим мастером. И, конечно, упоминал непрерывную работу над собой. Вот его цитата из интервью 1956-го года для журнала «Пэрис-ревью»:

99% таланта… 99% дисциплины… 99% труда. Хороший романист никогда не доволен своей работой. Она никогда ему не кажется идеальной. Всегда мечтайте и стремитесь к большему, чем, по вашему мнению, вы можете. Не пытайтесь превзойти ваших современников или предшественников. Старайтесь превзойти самого себя. Творческая личность — это человек, которым управляют его демоны. Он не знает, почему они выбрали его, и ему некогда над этим размышлять. Он без зазрения совести может украсть, одолжить, вымолить у всех и каждого, только чтобы завершить свой труд. Его заботит только его собственное искусство. Хороший писатель — человек бессовестный. У него есть мечта. Она гнетет его, и он пытается избавиться от этой мечты. Пока он не сделает этого, он не познает покоя. Все выбрасывается за борт: честь, гордость, порядочность, надежность, счастье, всё, чтобы только написать книгу. И если писателю придется обокрасть даже свою мать, он не будет колебаться. «Ода к греческой вазе» Джона Китса дороже нескольких женщин.

Уильям Фолкнер
А вот что говорил об этом Рэй Брэдбери:

Запишитесь в библиотеку, на писательские курсы, на онлайн-мастерские. Или просто тренируйтесь писать тексты. «Для начала можно поставить себе задачу: по рассказу в неделю, пятьдесят два рассказа в год, на протяжении пяти лет. Вам придется много писать, многое выбрасывать или сжигать, пока что-то не начнет получаться. Лучше начать прямо сейчас, чтобы быстрее разделаться с подготовительной работой. Потому что я убежден: со временем количество переходит в качество».

Рэй Брэдбери
Как вы видите, великие авторы постоянно работали над собственным развитием. Они задумывались о том, как писать лучше, как совершенстоваться, как становиться лучше.

Мы выделили ключевые направления развития, которые необходимо прокачивать, чтобы улучшать качество текстов.
Основные направления развития
1
Идеи
Ключевые вопросы:
Как находить яркие идеи?
Как выбрать идею, которая подходит именно вам?
Как избегать шаблонов?
2
Персонажи
Ключевые вопросы:
Как создавать ярких персонажей?
Как быстро создать противоречивого героя?
Как избегать плоских образов?
3
Конфликты
Ключевые вопросы:
Как выстраивать взаимоотношения между персонажами?
Какие виды конфликтов существуют?
Как развивать конфликты?
4
Сюжет
Ключевые вопросы:
Как выстраивать сюжет?
Как следить за логикой сюжета?
Какие события необходимы в любом произведении?
5
Стиль
Ключевые вопросы:
Как писать ярко?
Как погружать читателя в текст?
Как избегать стандартных стилистических ошибок?
Гайд, который вы читаете — плод шестилетней работы проекта «Курсы писательского мастерства».

Каждая глава сопровождается:
1. Техниками.
2. Полезными статьями.
3. Списком рекомендуемой литературы.
4. Ссылками на полезные видеозаписи по теме.

Главная задача — упорядочить ваши знания по всем ключевым направлениям создания литературных произведений. Мы хотим, чтобы у вас был один ясный и структурированный источник, к которому вы можете обращаться в любой сложной ситуации.

Совершенствуйтесь и развивайтесь!
Приятного чтения!

ИДЕЯ
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Начнём с главного вопроса, который должен волновать автора на первых этапах подготовки к любому произведению. А именно — с выбора темы.
Термин

Несколько определений из сети:

Тема — проблема, поставленная жизнью и побуждающая автора к творчеству.
Тема — то, что писатель рассказывает о человеческой природе с помощью сюжета, действия и конфликта.
Тема драмы — это ее единое действие. Тема «Макбета» - честолюбие. Тема «Ромео и Джульетты» - любовь. Тема прежде всего и формирует драму.

Дословный же перевод слова с греческого «thema» означает «то, что положено в основу».

На самом деле, понятие темы можно трактовать очень широко.

К примеру, мы можем говорить о так называемых вечных темах — любви и ненависти, жизни и смерти, верности и предательстве, взаимоотношениях в семье, противостоянии среде и обстоятельствам.

Но на практике тема произведения определяется более узко и конкретно.
Возьмём тему любви. Мы не можем раскрывать тему во всём объёме - нам нужен конкретный материал, на котором мы сможем построить полноценное литературное произведение.

Например, в романе вы можете говорить о:

первой любви,
неразделенной любви,
любви и ревности,
любви-ненависти,
трагической любви,
любовного треугольника,
любви поздней и т. д.

Так тема становится частной, узкой, индивидуальной.

Иногда основная тема выражена уже в названии произведения («Коварство и любовь», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Человек в футляре», «Вишневый сад»).

Важно понимать, что неинтересных тем нет — есть лишь их интересная или неинтересная трактовка. Тема любви, верности и измены стара как мир. Но если к ней обращается талантливый писатель, то она наполняется новыми красками, нюансами, сюжетными поворотами.

Большое по объему произведение не ограничивается раскрытием одной лишь темы. В любом большом романе обнаруживаются также побочные темы, своего рода тематические обертоны. Например, основная тема произведения А. П. Чехова «Дядя Ваня» — несостоявшаяся личность, напрасно прожитая жизнь. Попутно же сосуществуют темы жертвенности, любви, искренности и лжи.
Здесь намного важнее то, как именно тему выбрать, откуда черпать идеи для высказываний. Об этом - дальше.

Что надо запомнить?

Тема - ключевое высказывание (любви и ненависти, жизни и смерти, верности и предательстве, преступлении и наказании), которое вы хотите раскрыть через литературное произведение.В одном произведении может раскрываться несколько тем.
Примеры

Давайте рассмотрим, как можно сформулировать темы в произведениях классиков. Это поможет вам не ошибиться при формулировке собственных тем.

А. Н. Островский «Гроза»

Общая тема - традиции.
Частная формулировка - столкновение между новыми веяниями и старыми традициями.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»Общая тема - смена поколений.
Частная формулировка - типичный представитель своего поколения, который становится "лишним".

Л. Н. Толстой «После бала»Общая тема - бесправие.
Частная формулировка - бесправие людей "высшего" общества над представителями "низшего".

А. П. Чехов «Тоска»Общая тема - одиночество.
Частная формулировка - душевное одиночество и нарушение психологического контакта между людьми.

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»Общая тема - любовь.
Частная формулировка - столкновение чистой, благородной, влюблённости с миром зла и несправедливости
Что важно?

Ищите узкую тему. Например, не надо формулировать тему, как "система наказания". Учитесь находить частности - наказание несправедливо осужденного, кармическое наказание, самосуд. Так вы легче увидите будущий материал - идею, замысел, героев, сюжетные ходы.
Выбор темы

При выборе темы писатель, прежде всего, должен:

исходить из жизненного опыта и своих интересов и оценок действительности;
выражать свои идейные позиции, свое мировоззрение идеи, относящиеся к этим фактам;
ставить перед собой вопросы, на которые он хотел бы найти ответ, которые больше всего его волнуют.

Представьте себе четырёх авторов:

Первый садится за роман и пишет всё, что приходит в голову, не задумываясь ни о каких темах литературных произведений. 80% романов в интернете - из этой категории.

Второй собирается написать, скажем, фантастический роман и отталкивается от жанра. Тема его не заботит, он вообще об этом не думает. Около 15% пишут такую литературу, исходя из собственных предпочтений.

Третий холодно выбирает тему для своего романа, скрупулёзно её изучает и продумывает. 4% авторов, вдумчивых, умных и понимающих, пишут роман такого плана.

Четвёртого автора волнует какая-то тема, вопросы о ней ему спать по ночам спокойно не дают, да и днём он мысленно то и дело возвращается к этой теме. Такие романы пишутся - и, самое главное, дописываются - всё реже.

Что мы получим на выходе?

В первом случае - графоманию.
Во втором - жанровую или серийную литературу, которая пользуется достаточной популярностью.
В третьем - интересный качественный роман, который заинтересует любителей хорошей литературы.
В четвёртом - произведение, о котором захотят говорить, о котором будут рассказывать друзьям, о котором захочется поговорить с коллегами, которое читатели будут советовать всем. Это романы, которые запоминают. Романы, которые перечитывают. Романы, которые меняют людей.

Мы, как авторы литературного произведения, должны загораться идеей, желанием сказать читателю что-то новое и интересное, что взволновало прежде всего его самого. Этот поиск своей правды и желание сообщить другим образы, которые возникли в его воображении, Л. Толстой назвал «энергия заблуждения».

Как же найти тему, которая оказалась бы ближе всего к четвёртой категории?
Мы подготовили список вопросов, которые помогут вам найти тему. Волнующую, интересную. Вашу.
Вопросы разбиты на пять категорий.
1
Для выбора общей направленности произведения:
В каком жанре вы пишете?
Какие жанры вам нравится читать?
2
Для формулировки тех социальных групп, которые могут взаимодействовать в вашем произведении:
Чем вы занимаетесь?
Где работаете?
Где учились?
Что умеете?
Чем ещё увлекаетесь, кроме писательства?
3
Для осознания ключевых проблематик будущего произведения:
В чём вы хотите разобраться?
Какие проблемы кажутся вам важными?
4
Для качественной проработки ключевых сцен и эмоциональных состояний героев:
Каков ваш уникальный опыт?
Что вы пережили, что недоступно другим?
Какие сильные эмоции вы испытывали?
Какие воспоминания кажутся вам самыми важными и яркими в жизни? Почему?
5
Самое важное. Для поиска того, что будет составлять ключевое высказывание произведения:
Что не даёт вам покоя?
Есть ли вопросы, которые заставляют ваше сердце биться чаще?
Какие проблемы мешают вам спать ночами?
Совокупность ответов на эти вопросы должно дать видение тематической составляющей вашего произведения.

Вывод

Три главных тезиса:

Используйте вечные темы.
Уточняйте, сужайте, детализируйте - то есть делайте темы частными.
Ищите только такие темы, которые вас волнуют.

А. П. Чехов в одной из работ адресовал пожелание всем писателям:
«Говори только о том, что лучше тебя никто не скажет».

Классик, конечно же, прав. Ищите индивидуальные вопросы, волнующие именно вас. Только они помогут найти подходящую и важную тему. Тему, на основе которой вы сможете выстроить по-настоящему личное и честное произведение.



ОТ ТЕМЕ К ИДЕЕ
Теперь разберёмся, чем идея отличается от темы и как выделять идею из темы.
Термин

Несколько определений из сети:

  • Идея — главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.
  • Идея (греч. idea – первообраз, идеал, идея) — основная мысль произведения, выражающаяся посредством всей его образной системы.
  • Идея — содержательно-смысловая целостность художественных произведений как продукта эмоционального переживания и освоения жизни автором
Д. Писарев заявлял, что существует одно великое и общее правило для любого писателя: «Идея прежде всего! Кто забывает это правило, тот немедленно теряет способность приносить людям пользу и превращается в презренного паразита».

Нам важнее всего понять, чем именно отличается тема от идеи.


Отличие

Идея всегда носит субъективный, авторский характер. Это взгляды, суждения, мнение автора или те взгляды, суждения, мнения, которые он хочет донести до читателя.
Тема – это та объективно существующая область общественной жизни, на которую обращена авторская мысль.

Отличие на практике

Каждый автор освещал эту общую для всех тему со своих позиций, например «Двенадцать» А. Блока, «Хорошо» В. Маяковского, «Дни Турбинных» М. Булгакова, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского.

Трансляторы темы и идеи

Часть персонажей выражают «тему». Через них читатель сразу понимает "о чём" будет ваше произведение.

Например: Кабаниха, Дикой в «Грозе»; Фамусов, Молчалин в «Горе от ума»; Монтекки и Капулетти в «Ромео и Джульетте».

Как правило, именно они и открывают повествование, и занимают существенную часть экспозиции.

Но где-то на втором плане, на заднем фоне существуют и действуют люди с совершенно противоположными взглядами, способами и формами существования.

Именно они и выступают в произведении выразителями «идеи».

Например: Екатерина, Кулибин в «Грозе»; Чацкий в «Горе от ума» и т.д.

Что важно?

Тема - ключевое высказывание (любви или ненависти, жизни или смерти, верности и предательстве, преступлении и наказании), которое вы хотите раскрыть через литературное произведение.

Идея - умозаключение, смысл ("чрезмерная ревность разрушает даже крепкие отношения", "страх быть опозоренной сильнее страха смерти для честного человека", "истинным гражданином можно стать, только если жертвовать личным во имя общегосударственного блага). То есть те суждения и формулы, которые вы хотите донести до читателя с помощью драмы.
Примеры

Давайте рассмотрим, как можно вывести идеи из тем в классических произведениях. Это поможет вам не ошибиться при проработке собственных идей.

А.П. Чехов «Беда»

Общая тема: стыд.

Частная тема: терзания от стыда (надежда, что всё закончится хорошо).

Идея: час в добре пробудешь - все горе забудешь.

А. П. Чехов «Вишнёвый сад»

Общая тема: безжалостно бегущее время.

Частная тема: противопоставление неизменности характеров и ощущения изменчивости жизни.

Идея: никто не знает настоящей правды, все растеряны перед лицом будущего, ни у кого нет преимуществ в столкновении с непонятной действительностью, но ответственность лежит на каждом.

А. Н. Островский «Гроза»

Общая тема: традиции.

Частная тема: столкновение между новыми веяниями и старыми традициями.

Идея: невозможно сохранить нравственность, честность, если попал в среду тёмного царства, где правят самодуры, деспоты и невежды.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Общая тема: смена поколений.

Частная тема: типичный представитель своего поколения, который становится "лишним".

Идея: чрезмерный индивидуализм является главной причиной того, что даже лучшие представители нашего времени становятся «лишними» в жизни.

Л. Н. Толстой «После бала»

Общая тема: бесправие.
Частная тема: бесправие людей "высшего" общества над представителями "низшего".

Идея: под маской добродушия даже у самых приятных людей зачастую кроется фальшь, пустота и бесчеловечная жестокость.
Что важно?

Формулируйте идею так, словно это законченная и непреложная истина. Даже если читатель будет не согласен с вашим высказыванием - важно тезисно сформулировать мысль уже на первых этапах работы, чтобы в дальнейшем сохранять целостность драмы.

Извлечение идеи из темы

Давайте попробуем разобрать методологию на вымышленных примерах.

На прошлом занятии мы говорили, что при выборе темы писатель, прежде всего, должен:

  • исходить из жизненного опыта и своих интересов и оценок действительности;
  • выражать свои идейные позиции, свое мировоззрение идеи, относящиеся к этим фактам;
  • ставить перед собой вопросы, на которые он хотел бы найти ответ, которые больше всего его волнуют.
Предположим, мы выбрали три возможные темы:

  1. Чеченская война (причина - армейская служба).
  2. Программирование (причина - опыт работы).
  3. Одержимость риском (причина - личный опыт).
Давайте перейдём от общей темы к частной:

  1. Нарушение психики у участников чеченской войны (жанр - военная драма).
  2. Перспективы программирования в гипотетическом будущем (жанр - научная фантастика).
  3. Причины и последствия одержимости риском (жанр - реализм, история взросления).
Логично? Да.

Но пока непонятно, какие именно мысли мы будем доносить до читателей через выбранные темы.

Формулируйте темы сразу в виде непреложных тезисов (даже если это не так). Например:

  1. Даже самые мужественные люди не способны избавиться от последствий психологических травм, которые они пережили на войне.
  2. В будущем развитие программирования приведёт нас к утопии, которая разрушит человеческое существование.
  3. Детские травмы вызывают зависимости, которые в будущем разрушают личность и заставляют человека деградировать в социальном плане.
Исходя из таких формул и тезисов мы проще найдём сюжетный замысел, а в последствии - создадим план.

Вывод

Три тезиса:

Максимально уточните тему - сделайте её индивидуальной.
Выпишите те идеи, которые кажутся вам важными.
Сформулируйте идеи в виде неоспоримых тезисов.

Чехов посвятил рассказ человеку, решившему стать писателем. Человек обзавелся всем необходимым, как он полагал, – письменным столом, бумагой, чернилами. Но все у него застопорилось из-за пустяка: «Не знаю, о чем писать?».

«Идеи, разумеется, бывают глубокие и мелкие, реалистические и утопические, новые и консервативные – словом, самые разнообразные, в зависимости от того, в чью голову они приходят.» В связи с этим Чехов рекомендовал формулировать только те идеи, которые близки лично вам.



ОТ ТЕМЫ И ИДЕИ К ЗАМЫСЛУ
Теперь рассмотрим, как прорабатывать замысел, если у вас уже готовы тема и идея.
Термин

Некоторые варианты определений термина:

  • Замысел – это первоначальная общая схема будущего произведения. Замысел является одной из первых ступеней творческого акта.
  • Замысел произведения – модель художественного воплощения идеи в материале темы (идейно-тематическая основа): это содержание, форма, жанр произведения, зрительский адрес.
  • Замысел – это следующее звено в творческом процессе, это более или менее определившийся сюжет, конкретизация изобразительного пластического мотива, поразившего художника.
Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел.
— К. Г. Паустовский
Теперь нужно разобраться, чем именно замысел отличается от темы и идеи.

Отличие

  • Идея всегда носит субъективный, авторский характер. Это взгляды, суждения, мнение автора или те взгляды, суждения, мнения, которые он хочет донести до читателя.
  • Тема – это та объективно существующая область общественной жизни, на которую обращена авторская мысль.
  • Замысел – видение основных сюжетных событий, зарождение конфликта или драматической ситуации.
Отличие на практике

Поиск ключевого (отправного или конфликтного) события даст вам видение замысла:

В Москве в 1896 году крадут сына великого князя за день до коронации – отправная точка для романа Акунина "Коронация".
В Петербурге в 30-х годах XIX века кто-то будет знать секрет трех карт, с помощью которого можно выиграть состояние – старт интриги в романе Пушкина "Пиковая Дама".
В Петербурге XlX века бедный студент решится на убийство ради денег - фундамент для будущих конфликтов в "Преступлении и наказании".



А что, если?

Рекомендуем начинать с простого вопроса:

Что, если в России XlX века женщина пойдет против законов современного общества? (Анна Каренина)
Что, если в современном мире среди нас живут волшебники? (Гарри Поттер)
Что, если в Петербурге XlX века бедный студент решится на убийство ради денег? (Преступление и наказание)
Что, если наш современный мир – просто сон, который мы видим, лежа в коконе? (Матрица)
Что, если в Вероне XVI века дети двух противоборствующих семей влюбятся друг в друга? (Ромео и Джульетта)

Главная цель техники - сделать замысел интересным и запоминающимся. Чтобы у вас спросили: "О чём ваше произведение?", а вы могли ответить в одно предложение так, чтобы собеседник захотел тут же его прочитать.

Если ответ на такой вопрос вызывает зевоту - значит, вы собираетесь писать что-то шаблонное, скучное или уже тысячи раз написанное.

Вот примеры пяти современных романов, где "а что, если" сформулировано грамотно:

Что, если герой просыпается в больничной койке в 1999 году, но в его памяти - события Петербурга начала ХХ века, в том числе и революция 1917 года? (Евгений Водолазкин "Авиатор")
Что, если у одного современного человека есть способность придумывать биографии чужим людям, делая их героями классических романов, и кто знает, какие силы управляют судьбой и чем может обернуться безобидная фантазия? (Марина Галина "Медведки")
Что, если в наше время ветеринарный врач, московский интеллигент, прекрасный сын, муж и отец — однажды случайно зашел в храм, в котором венчался Пушкин и поставил свечку, после чего его жизнь полетела кувырком? (Валерий Золотуха "Свечка")
Что, если в недалёком будущем в русском селе откуда-то появился боливийский вирус, среди полей и лесов выросли хрустальные пирамидки, а в домах из самозарождающегося войлока живут некие витаминдеры? (Владимир Сорокин "Метель")
Что, если в современном мире ребёнку нужно переливание крови, но это противоречит религии его родителей, и они уже смирились со смертью сына? (Иэн Макьюэн "Закон о детях")

Хотели бы почитать такие романы? Интригуют замыслы? Все перечисленные произведения номинировались на престижные литературные премии, стали бестселлерами или были переведены на несколько языков.

Что важно?

Найдите события, которые станут отправными для повествования или конфликта.Сформулируйте "а что, если?".

Простой вопрос: "О чём ваше произведение?", на который надо ответить в одно предложение - яркий и очевидный критерий, насколько востребовано то, о чём вы будете писать.


Примеры

Давайте рассмотрим, как можно вывести замыслы из идей и тем в классических произведениях. Это поможет вам не ошибиться при проработке собственных идей.

А.П. Чехов «Беда»

Общая тема: стыд.

Частная тема: терзания от стыда (надежда, что всё закончится хорошо).
Идея: час в добре пробудешь - все горе забудешь.

Замысел: а что, если кормилец семьи потерял работу, а теперь мучается между желанием застрелиться от стыда и надеждой, что всё закончится хорошо?

А. П. Чехов «Вишнёвый сад»

Общая тема: безжалостно бегущее время.

Частная тема: противопоставление неизменности характеров и ощущения изменчивости жизни.

Идея: никто не знает настоящей правды, все растеряны перед лицом будущего, ни у кого нет преимуществ в столкновении с непонятной действительностью, но ответственность лежит на каждом.

Замысел: а что, если у знатной помещицы практически не осталось денег, а имение с его прекрасным вишнёвым садом в скором времени может быть продано за долги?

А. Н. Островский «Гроза»

Общая тема: традиции.

Частная тема: столкновение между новыми веяниями и старыми традициями.

Идея: невозможно сохранить нравственность, честность, если попал в среду тёмного царства, где правят самодуры, деспоты и невежды.

Замысел: а что, если воспитанная, честная добрая девушка, с детства жившая в окружении любви и ласки своей матери, стала подневольной после того, как она вышла замуж, а после тайно влюбляется в другого?

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Общая тема: смена поколений.
Частная тема: типичный представитель своего поколения, который становится "лишним".

Идея: чрезмерный индивидуализм является главной причиной того, что даже лучшие представители нашего времени становятся «лишними» в жизни.

Замысел: а что, если показать в одном произведении пять событий в жизни одного человека, нарушив хронологический порядок повествования, и сделать так, чтобы герой сначала показывался глазами других персонажей, а только затем читатели увидели его изнутри, по записям из дневника?

Л. Н. Толстой «После бала»

Общая тема: бесправие.
Частная тема: бесправие людей "высшего" общества над представителями "низшего".

Идея: под маской добродушия даже у самых приятных людей зачастую кроется фальшь, пустота и бесчеловечная жестокость.

Замысел: а что, если весь сюжет - события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет, показывая, как они его изменили по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле?

Что важно?

Ищите важные события, которые позволят вам увидеть сюжетную канву или очертания конфликта будущего произведения.

Извлечение замысла из темы и идеи

Продолжим разбирать примеры из прошлых пунктов.

Предположим, мы выбрали три возможные темы:

  1. Чеченская война (причина - армейская служба).
  2. Программирование (причина - опыт работы).
  3. Одержимость риском (причина - личный опыт).
Давайте перейдём от общей темы к частной:

  1. Нарушение психики у участников чеченской войны (жанр - военная драма).
  2. Перспективы программирования в гипотетическом будущем (жанр - научная фантастика).
  3. Причины и последствия одержимости риском (жанр - реализм, история взросления).
Сформулируем идеи:

  1. Даже самые мужественные люди не способны избавиться от последствий психологических травм, которые они пережили на войне.
  2. В будущем развитие программирования приведёт нас к утопии, которая разрушит человеческое существование.
  3. Детские травмы вызывают зависимости, которые в будущем разрушают личность и заставляют человека деградировать в социальном плане.
Перейдём к замыслам:

Что, если мужчина спустя много лет после войны встречает противника, которого ранил на поле боя?

Что, если люди, погруженные в виртуальную реальность, больше не способны воспринимать действительность, а главный герой по причине болезни, наоборот, не способен выходить в виртуальную реальность и вынужден жить в реальном мире?

Что, если зависимому от риска молодому человека ставят выбор - семья или увлечение за неделю до того, как он должен совершить самый важный рискованный поступок в своей жизни, к которому готовился несколько лет?

Здесь есть либо конфликт, либо отправное событие, либо некий выбор/противоречие. Это - залог того, что вы верно проработали замысел, исходя из темы и идеи.

На таких сюжетных замыслах вы в итоге сможете построить яркое произведение.


Вывод

Замысел хорош, когда:

Вы знаете время и место действия.
Вы видите отправную точку (драматическую ситуацию).
Вы улавливаете очертания конфликта.
Вы начинаете искать характер, чтобы лучше рассказать вашу историю.
Вы можете найти сюжет, который лучше выразит качества вашего героя.

Если ничего из этого не происходит - пока что замысел недостаточно хорош.

Скорее всего, в нём есть шаблоны, примитивные характеры или отсутствует интрига. Нужно выжимать из замысла большее с помощью тех методик, которые мы описали выше.

Подход простой. Поднимайте волнующие вас темы, отражайте ваше видение через идеи, создавайте из тем и идей действие через замысел.

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА ЗАМЫСЛА
Простой чек-лист.
Ответьте на вопросы и узнайте, насколько сильным и ярким оказался потенциал вашего замысла.
Вы знаете место и время действия?
Вы уже видите характер, который станет главным в вашей истории?
Вы видите отправную точку (драматическую ситуацию)?
Вы чувствуете очертания сюжета, который лучше всего отразит характер героя и идеи?
Вы улавливаете очертания конфликта?
Замысел вас волнует?

»
ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ
Как зацепить читателя: 6 проверенных советов (перевод статьи)

Давайте будем реалистами. Никто не захочет штудировать целых 45 первых страниц книги, чтобы только понять, о чем она.

На самом деле, дайте-ка я перефразирую, никто не будет штудировать целых 45 первых страниц книги в надежде на то, что автор когда-нибудь все-таки перейдёт к сути.

Правда в том, что у писателя всего 5-10 страниц на то, чтобы завладеть вниманием читателя. От этих страниц зависит успех или провал книги; они расскажут читателям, стоит ли продолжать читать дальше.

ЧИТАТЬ >>>


Три метода генерации идей

В статье разбираем три эффективных метода генерации идей, которые описывает Майкл Микалко в книге "Рисовый штурм".

Цитата:

«Целенаправленное использование дара воображения приводит к тому, что вы сосредоточиваетесь на том, как решить проблему, а не теряетесь в догадках, будет ли она вообще решена».

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ >>>



Как стать успешным писателем?

Я знаю, что тема моей речи звучит, как реклама, но я действительно собираюсь рассказать писателям обо всём, что нужно, для успешной и финансово выгодной карьеры. И я действительно собираюсь сделать это за десять минут. Ровно столько понадобилось мне, чтобы этому научиться. На самом деле вы потратите минут двадцать на прочтение этой статьи, потому что сначала я должен рассказать вам одну историю, а затем изложить ещё одно предисловие.

ЧИТАТЬ >>>


Десять советов о том, как «раскачаться», чтобы начать писать

Джоан Харрис начала писательскую деятельность, когда работала школьным учителем. За пятнадцать лет в школе она написала три романа, в том числе мировой бестселлер «Шоколад» (1999). Успех этого романа обеспечил Харрис членство в престижном «Клубе Миллионеров», сообществе британских писателей, чьи книги разошлись миллионными тиражами.

В ноябре 2015 года в Твиттере появились ее советы для писателей с хэштегом #TenWaysToKickstartYourWriting.

ЧИТАТЬ >>>


»
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Марк Леви "Гениальность на заказ" (Ссылка для скачивания)

Одна из лучших книг о фрирайтинге.

В первую очередь подойдёт тем, кому тяжело даётся генерация идей, выработка замысла, начало произведения.

В целом – книга на порядок интереснее и полезнее, чем расхваленный труд "Путь Художника" Джулии Кемерон. Поэтому, собственно, и рекомендуем именно Леви.

Главное – все советы автора применяйте сразу же. Не откладывайте. Так книга станет реально действенной пилюлей от прокрастинации.


Гениальность на заказ
Марк Леви

Вообрази. Как работает креативность
Джона Лерер
Джона Лерер "Вообрази. Как работает креативность" (Ссылка для скачивания)

В книге разбирается процесс творчества с научной точки зрения. Сам механизм. Если вы задаётесь вопросами "Как это работает? Как мы творим?", то книга для вас. Плюс – есть несколько классных приёмов с подробным описанием и подходящими примерами.

Из минусов – некоторые части книги можно сократить до двух-трёх предложений. Поэтому рекомендую найти в сети конспект.
Марина Москвина "Учитесь видеть" (Ссылка для скачивания)


Книга хорошая, позитивная и местами очень полезная.

Самые важные советы здесь – по наблюдению за окружающим, по поиску интересного в обыденном. Чертовски важная штука для любого писателя. Если не сказать больше – основополагающая.

Москвина учит обращать внимание на детали, грамотно подмечать их и облачать в художественную форму. Незаменимые навыки!

Рекомендуем всем авторам: от начинающих до самых опытных. Не пожалеете. И подзарядитесь хорошим настроением.

Учитесь видеть
Марина Москвина

Арт-терапия. Йога внутреннего художника
Алексей Будза
Алексей Будза "Арт-терапия. Йога внутреннего художника" (Ссылка для скачивания)

Очень специфическая книга. Посвящена арт-терапии.

Это психотерапевтический метод, который связан с медитацией. В книге разбираются, как творили Пушкин, Дали и Да Винчи с помощью схожих методик.

Книга подойдёт для всех творческих людей: писателей, художников, музыкантов и т.д. Раскрывает внутренний потенциал.

Всё описано очень подробно. Если будете внимательны и сосредоточены – у вас получится следовать инструкциям автора.

Рекомендуем только тем, кто увлекается эзотерикой и любит пробовать что-то абсолютно новое и необычное.
Михай Чиксентмихайи "Поток" (Ссылка для скачивания)

Шикарная книга, которая подойдёт каждому: от писателя до программиста, от художника до инженера. Автор вводит термин "Поток". То есть такое состояние души и тела, которое мы называем "вдохновением".

Если вам удастся поймать свой "Поток", уверяет автор, то ваша жизнь изменится. Вы станете счастливее, почувствуете полноту жизни и разовьете креативность.

Попытка не пытка. Попробуйте. Надеюсь, что у вас тоже получится.

Поток
Михай Чиксентмихайи

Муза и чудовище. Как организовать творческий труд
Яна Франк
Яна Франк "Муза и чудовище. Как организовать творческий труд" (Ссылка для скачивания)

Очень подробно о тайм-менеджменте для писателя.

Если вы не организованы, всё откладываете на потом, вечно не знаете, с чего начать, думаете, как структурировать творческий процесс – книга для вас.

Все советы и рекомендации подкрепляются примерами, так что чтение не будет скучным.

В общем – отличная книга о том, как верно распределять время, чтобы писать больше.
Майкл Микалко "Рисовый Штурм" (ссылка для скачивания)

Самое лучшее мы приберегли напоследок.

Книга – кладезь приёмов по развитию креативности. Более того – все приёмы просты, прозрачны, их легко повторить в домашних условиях.

Пока что мы не нашли ни одного пособия, которое было бы близко по полезности и практичности к "Рисовому штурму".

Советуем всем писателям!

Рисовый штурм
Майкл Микалко

»
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?
«Как оценить потенциал идеи?»

Программа семинара:
Три проблемы формулировки замысла и проработки идеи
Методика проверки идей
Бонусы.
Ответы на ваши вопросы.

Отзывы:
Задайте себе вопросы - что я пишу? Зачем я это пишу? А затем идите на семинар и получите ответы.

Спасибо большое, вывернули весь мир наизнанку и дали понять, в чем ценность хорошего замысла и идеи. Семинар еще выведет из всех нас графоманов :)

Спасибо за семинар! В самом начале я почувствовала, что мне вообще не стоит заниматься писательством, но к концу я поняла, что стоит продолжать с утроенной силой. Спасибо еще раз!
«Путь идеи»

Программа семинара:
Три этапа, через которые проходит писатель, формулируя идею.
Ошибки, которые допускают авторы при формулировке замыслов.
Бонусы.
Ответы на ваши вопросы.

Отзывы:
Просто изумительная лекция "Путь идеи"! Кто пропустил-...тому не повезло.

Как всегда, ваши семинары снабжают мою копилку полезными инструментами. Очень удобно, что техника сразу отработана на практике - бери, да пользуйся. Спасибо! Кое-что поправила в своем текущем произведении.

Очень полезный семинар, все просто, понятно и доступно. Готовая инструкция к применению в своей работе. Спасибо, обязательно приду еще!
«Вдохновение для писателя»

Программа семинара:
Как преодолеть творческий кризис?
Как преодолеть проблему "белого листа"?
В чём истинная сила дедлайнов?
Практические советы по работе с вдохновением

Отзывы:
Спасибо за вебинар "Вдохновение". Интересно обсудили варианты "как взбодрить мозг"))))). Отдельное "спасибо" за подборку фактов о гениях. Очень люблю слушать Вас, так как это само по себе уже вдохновляет и мотивирует!

Участвовала в сегодняшнем вебинаре "Вдохновение", узнала много полезного и нового для себя, особенно про прокрастинацию, это реальная проблема! Спасибо огромное Сергею Пономареву за то, что делится опытом!

Спасибо за такой прекрасный вебинар "вдохновение"! Отличные советы, вдохновляющие на то, чтобы делать, а не сидеть на попе ровно!)
«Идея. Три техники для писателя»

Программа семинара:
Три техники быстрой генерации идей
Отработка техник в режиме реального времени
Ответы на вопросы

Отзывы:
Чувствую себя окрылённой после семинара! Задания с одной стороны сложные, с другой - очень простые. Классно всё прошло, спасибо) И спикер классный)

Люблю семинары от ваших курсов) Сидишь, слушаешь приятный голос, впитываешь новую информацию или освежаешь в памяти то, что уже знал) А тут еще и почитать можешь чужие мысли, идеи - классно же. К тому же твои идеи могут и оценить сразу. Ляпота))

Спасибо за семинар! Он расшевелил во мне нужные извилины: все дома спят, а строчу идеи к своим рассказам! Герои живы и требуют написания своих историй.
«Этап подготовки»

Программа семинара:
С чего начать подготовку к написанию романа?
Какие детали нужно знать ещё до того, как вы начали произведение?
Как продумывать крючки, цепляющие читателя?
Что учитывать при проработке структуры?

Приглашённый спикер:
Наталья Лебедева

Автор пяти романов, вышедших в издательстве "Астрель-СПб".
Роман "Склейки" вошел в шорт-лист премии Фонда им. В.П. Астафьева
"Племенной скот" и "Смотри на меня, Кассандра" заняли второе место премии "Рукопись года" в номинациях "Сюжет" и "Язык" соответственно.
"Театр Черепаховой кошки" был номинирован на премию "Золотая цепь"
"Крысиная башня" в этом году номинирована на премию "Интерпресскон" (победители будут известны в начале мая).
Автор сценария серии "Дед Мороз", сериал "Район тьмы", режиссер - Арсений Гончуков.
Автор сценария полнометражного художественного фильма "Прощаться не будем", который в этом году запускает Компания RFG (Russian Film Group), режиссер - Павел Дроздов.


Отзывы:
Очень понравился вебинар "Этап подготовки", очень полезный и интересный. Огромное спасибо организаторам и Наталье Лебедевой за то, что она выкроила время и щедро поселилась опытом.

Огромнейшее спасибо за потрясающий семинар «Этап подготовки» и очень интересного гостя! Важная, волнующая каждого автора тема. Получился настоящий мастер-класс по подготовительной работе к написанию своего произведения. С этим вполне можно начинать! Наталья очень профессионально преподнесла нам материал. А главное – она дала нам возможность «подсмотреть» одним глазком, как работают другие авторы и даже показала свои заметки! Было невероятно интересно и вдохновляюще! Спасибо Наталье и организаторам! Ждем новых встреч!

Огромное спасибо! Семинар был очень полезным и потрясающе интересным. Я получила ответы на многие вопросы, которые меня волновали. Теперь постараюсь применить советы Натальи в своем творчестве. Новых творческих успехов Наталье! Огромная благодарность организаторам встречи!.
«Создание замысла: 7 простых шагов»

Программа семинара:
7 шагов создания замысла
Разбор каждого шага
Главный залог успешной идеи произведения

Отзывы:
Эти семинары просто здоровские! Уверена, что каждый из присутствовавших, как и я, уже во время семинара осознал несколько ошибок, допущенных в текущей или предыдущих работах.

Большое спасибо за вебинар! Очень вдохновляет!

Бесплатный семинар "Создание замысла: 7 простых шагов" просто отличный! Всё по делу и доступно. Не первый раз участвую в семинарах (в т.ч. платных) и ни разу не пожалел ни о потраченном времени, ни о потраченных деньгах! Большое спасибо!!!
«Проблема чистого листа»

Программа семинара:
Как работали великие писатели?
Техники борьбы с прокрастинацией.
Как фокусироваться на поиске сюжетов?
Бонусы и ответы на ваши вопросы.

Отзывы:
Как всегда здорово и полезно:))) Ваши старания с каждым разом окупаются:)))

Спасибо вам большое, все очень понравилось, жду следующего вебинара.

Полезный и информативный семинар. Хоть и бесплатный , но по-своему бесценный) Теперь я мотивирован на работу)

Круто было) эти вебинары вдохновляют)

Благодарю! Все очень понятно, доходчиво и весело. Не грузит.
«Развитие креативности и генерация идей»

Программа семинара:
Какие техники использовать для развития креативности?
Где искать источники вдохновения?
Как фокусироваться на поиске сюжетов?
Анонс марафона "7 идей за 7 дней".
Бонусы и ответы на ваши вопросы.

Отзывы:
Спасибо за семинар "Генерация идей и развитие креативности". ) Интересные техники, ломают мозг в положительном ключе! Иероглифы - фееричны)

Спасибо большое за новый семинар. Для меня всё было новым и интересным. Несмотря на то, что в практике я не смогла поучаствовать (тяжела я на подъем в плане креатива, и опыта маловато), получила удовольствие от работы всех участников. Записалась на курс 7 идей за 7 дней. Надеюсь он поможет мне расширить мой творческий кругозор.

Понравилось! Отдельное спасибо за замечательные примеры и истории!
«Идейно-тематическая составляющая драмы»

Программа семинара:
Три проблемы формулировки замысла и проработки идеи.
Способы исправления распространённых ошибок.
Бонусы.
Ответы на ваши вопросы.


Отзывы:
Рекомендую, как всегда, сколько бы не слушала, нахожу все новое и новое, просто, доступно, интересно!

Огромное спасибо за семинар! Может, техники и не новы, но когда сама по ним переосмысливаешь, выходит здорово)

Много раз слушала подобные лекции, но применять на практике не торопилась. А тут и ручку взяла и блокнот. И знаете, это реально работает!

»
ПЕРСОНАЖИ
Следующие блоки доступны только в полной версии гайда.
~
ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП К ПОЛНОЙ ВЕРСИИ ГАЙДА
Оглавление полного гайда «Развитие писателя»
Введение
Идея
Идейно-тематическая составляющая литературных произведений
Тема
От темы к идее
От темы и идеи к замыслу
Полезные статьи
Что почитать? [Список книг + ссылки]
Что посмотреть? [Список семинаров + ссылки]
Персонажи
3 техники создания героев
Список статей, которые помогут в проработке ярких персонажей
Что почитать? [Список книг + ссылки]
Что посмотреть? [Список семинаров + ссылки]
Конфликт
3 вида конфликта в литературных произведениях
Список статей, которые помогут вам создавать острые конфликты
Что почитать? [Список книг + ссылки]
Что посмотреть? [Список семинаров + ссылки]
Сюжет
3 техники построения сюжета
Список статей, которые научат находить неожиданные сюжетные повороты
Что почитать? [Список книг + ссылки]
Что посмотреть? [Список семинаров + ссылки]
Стиль
3 избранные стилистические техники
Список статей, которые научат вас писать стильно и ярко
Что почитать? [Список книг + ссылки]
Что посмотреть? [Список семинаров + ссылки]
В каких ещё направлениях развиваться?
Дополнительный список рекомендованной литературы
Заключение
Жить — значит меняться, меняться — значит взрослеть, а взрослеть — значит непрестанно творить себя самого.
Made on
Tilda